Тротуарная плитка

Устройство тротуаров с помощью бетонной брусчатки сегодня по праву считается одним из наиболее востребованных способов «облагораживания» пешеходных зон. Современное разнообразие форм, цветов и фактур тротуарных плиток позволяет придать аккуратный и ухоженный вид городским тротуарам, паркам, торговым и выставочным павильонам, входам в магазины, летним площадкам различных кафе и многим другим объектам городской инфраструктуры. Однако секрет популярности бетонной брусчатки не только в привлекательном внешнем виде, который приобретают городские улицы, вымощенные тротуарной плиткой. К несомненным достоинствам этого вида покрытия относятся высокие эксплуатационные характеристики, присущие качественной бетонной брусчатке. Так, например, прочность, низкая истираемость, морозостойкость и стойкость к воздействию многих химических веществ обеспечивают- многолетний срок службы подобного тротуарного покрытия даже в условиях современного мегаполиса. А простота укладки и экологичность делают тротуарную плитку оптимальным способом благоустройства территории.

Бетонная тротуарная плитка (или, как ее еще называют, ФЭМ - фигурный элемент мощения) изготавливается, преимущественно, по двум технологиям: методом полусухого вибропрессования и вибролитья (см. табл. 1).

Таблица 1. Технические параметры тротуарной плитки

Технические требования Ед. измерения По ГОСТу Вибропрессованная тротуарная плитка* Вибролитая тротуарная плитка*
Морозоустойчивость циклы 200 200 350
Водопоглощение % 6 5 3
Истираемость г/см² 0,7 0,7 0,7
Прочность на сжатие г/см² 400 450 600
Прочность на изгиб г/см² 50 50 60
Отпускная прочность бетона % 70 70 70-90

* Декларируемая производителями

Таблица 2. Структура продаж вибролитьевой тротуарной плитки

«Брусчатка» 58%
«Старый город» 20%
«Клевер» 19%
«Кирпич» 1%
«Ромб» 2%

Обе эти технологии в равной мере имеют «право на жизнь». Благодаря плотной укладке бетонной смеси с применением механического воздействия (вибрирования или вибропрессования) и малому содержанию воды в исходном составе бетона, производится современное и надежное покрытие для тротуаров.

Производством прессованной бетонной брусчатки занимаются, в основном, крупные компании, располагающие значительным «стартовым» капиталом, и имеющие возможность вложить немалые средства в организацию производства и, в частности, в закупку необходимого оборудования. Небольшие предприятия, в большинстве своем, отдают предпочтение организации производства тротуарной плитки по технологии вибролитья, что связано с относительно невысокими «стартовыми» затратами.

Немного цифр

Большинство производителей бетонной брусчатки отметили, что в прошлом году спрос на тротуарную плитку вырос приблизительно на 10-15%. Причем, по отзывам участников рынка, в 2008 году заметно «активизировался» частный потребитель. По мнению некоторых производителей, доля «частника» в прошлом году составила практически 50% в потребительской структуре рынка (для сравнения: в 2006 году долю частного потребителя специалисты оценили приблизительно в 30%).

Однако, несмотря на то, что все производители отметили рост объема украинского рынка тротуарной плитки, более-менее точно оценить объем рассматриваемого рынка не взялся ни один из опрошенных производителей. Как объяснили специалисты, высчитать объем украинского рынка брусчатки практически нереально, так как большинство производителей ориентированы на работу исключительно в своем регионе, и не имеют ни малейшего понятия о том, какая ситуация сложилась на других региональных рынках тротуарной плитки.

В то же время емкость столичного рынка брусчатки специалисты оценивают приблизительно в 250-280 тыс. м² в год. В денежном выражении объем киевского рынка тротуарной плитки составляет порядка 8,5 млн. грн.

По оценкам специалистов, лидерство по объемам продаж на столичном рынке сегодня принадлежит тротуарной плитке, изготовленной крупными производителями методом полусухого прессования. Долю рынка, занимаемую этим видом брусчатки, аналитики оценивают приблизительно в 70% от общего объема рынка (в физическом выражении).

В большинстве регионов Украины структура рынка тротуарной плитки выглядит с точностью «до наоборот» - львиную долю рынка (порядка 60%) занимает литьевая плитка, изготовлением которой занимаются небольшие предприятия.

Специалисты объяснили, что самые дешевые плитки - серого цвета, так как при их производстве не применяется дорогостоящий краситель. А наиболее дорогая - брусчатка белого цвета (несмотря на то, что ее производстве краситель также не используется), которая изготавливается из самого дорогостоящего, белого, цемента.

Тротуарная плитка - сезонный товар, производство и реализация которого происходит, как правило, в весенне-осенний период. Ярко выраженные сезонные колебания на этом рынке связаны с тем, что и производство, и процесс укладки тротуарной плитки могут производиться при температуре не ниже 0°С.

СОВЕТЫ ПОТРЕБИТЕЛЯМ

Как рассказали специалисты, распознать качество брусчатки по ее внешнему виду обычному потребителю практически невозможно - ведь качество брусчатки (как и качество любого изделия из бетона), можно исследовать только при помощи специального оборудования. Поэтому перед потребителем стоит нелегкий вопрос: «как избежать приобретения некачественного товара?». Мы полагаем, что ответом на подобный вопрос могут послужить следующие советы добросовестных производителей:

  1. Зеркальная поверхность плитки достигается путем введения в бетон специальных добавок, либо дополнительной воды. Причем, если добавки улучшают бетон, то вода - враг хорошей брусчатки. Некачественная брусчатка может выглядеть совершенно гладкой, однако она не будет прочной, так как изготовлена с избытком воды. Замечено, что качественная брусчатка при ударе одной плитки о другую издает «звенящий» звук, в то время как «водянистая» - глухой.
  2. Хорошая брусчатка может быть яркого, насыщенного цвета. Но в этом случае при производстве должны применяться только импортные пигменты и в строго определенной пропорции. Излишняя насыщенность цвета может сказать потребителю о передозировке красителя, что не замедлит сказаться на прочностных характеристиках плитки.
  3. Качественная брусчатка, изготовленная на специальном оборудовании из качественных материалов, не может быть дешевой. Как правило, дешевую тротуарную плитку предлагают мелкие производители, не располагающие достаточной материально-технической базой, и использующие подручный, не всегда соответствующий требованиям ТУ, материал. При заказе дорожного покрытия не поленитесь навести справки о производителе: как давно он работает на рынке, если ли на продукцию сертификат Качества.

Кстати, приобретая тротуарную плитку, не лишним будет знать следующие, «прописные истины»:

  1. Следует серьезно относиться к расчёту количества плиток, необходимого для мощения поверхности, так как докупить точно такую же плитку будет весьма проблематично. Как правило, продукция от одного и того же производителя, но из разных партий - отличается друг от друга по тону (а иногда и по размеру).
  2. В партии тротуарной плитки даже самого высокого качества может содержаться бракованный материал. Европейские (EN) и международные (ISO) стандарты допускают наличие 5% дефектной плитки на партию товара.
  3. Общая площадь заказываемой плитки должна быть примерно на 7-10 % больше, чем площадь облицовываемой поверхности. Это обусловлено тем, что некоторую часть плитки придется утилизировать при подрезке брусчатки. Количество «лишней» плитки зависит не только от формы и размеров облицовываемой поверхности, но и от способа укладки тротуарного покрытия (например, при диагональной или круговой укладке отходов, как правило, больше, чем при параллельной). Кстати, после окончания облицовочных работ не лишним будет оставить с десяток запасных плиток - на всякий случай.
G Analytics МЕТА - Украина. Рейтинг сайтов
prom-a.com.ua      формы для плитки
сайт создан компанией создание web сайта